bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Categories:

Критерий воли.

Одним из критериев отличия воли от желания является рациональное понимание перспектив действия, обусловленного этими факторами.

Так вот, воля , согласно этому критерию, это способность сознательно действовать в условиях рационального понимания того, что выбранное действие может угрожать смертью. Или, в крайнем случае, испортить эту самую жизнь самым радикальным способом, ну, или совсем испортить здоровье в крайнем случае.

Рациональныо здесь - ключевое слово. То есть, человек должен понимать перспективы, причины и следствия складывающейся ситуации. И у него должен быть выбор.

Разумеется, человека можно довести до самоубийства разными способами. Вот даже есть технология живых бомб, это когда террористический акт совершают смертники. Там в ход идёт всё - обещание загробного блаженства, давление на психику и вплоть до наркотиков.

Есть и более изощрённые способы, например - внушение престижного образа героя, которому море по колено. Ну, часто это - на грани рационального и обмана.
Камикадзе, к примеру. Такая смесь эстетики и героизма. Вот хокку

И упадем мы
И обратимся в пепел
Не успев расцвести
Подобно цветам
Черной сакуры.

М.Орима,первый камикадзе.

Японцы всегда были людьми, склонными к эстетическому переживанию действительности. На этом их и ловят.

Кстати - выгодное другим. То есть - существует система, когда одни гибнут, а другие пользуются изначально запланированным результатом - как-то это - не то в общем случае.

А вот , в рассматриваемом контексте, харакири писателя и артиста на сцене и по жизни Юкио Мисимы - это волевой эстетический шаг, вся его творческая жизнь , можно сказать, увенчалась и украсилась (если так воспринимать море крови в реале) этим его сознательным (для артиста) выбором.


Ну а желание - оно отлично регулируется на уровне рефлексов самосохранения вдали от выбора жизни и смерти в качестве перспектив. Возможна и гибель, конечно, но это побочный результат. Обычно достаточно осознания, что в негативном плане могут применить уголовный кодекс или набить физиономию или подхватить триппер. Хотя есть и рисковые субъекты.

Из писателей про желания талантливо писал пьесы Уильямс Тенесси, главная его пьеса так и называется - "Трамвай "Желание"". Там в его пьесах все что-то желают, правда кое-кому и конец незапланированный приходит. Ну так - это жизнь!

Если воля это меч, то желание это действительно - трамвай. Средство для передвижения, могущее быть опасным, если не соблюдать правил движения и эксплуатации.

Что касается воли, то правильно анархисты писали на своих знамёнах - Воля или смерть!
Subscribe

  • Криптоцели.

    Цели любой деятельности - это самая тонкая часть организаторской работы. Можно сказать - диалектическая. То есть - формальные цели могут не…

  • Добрый рок и другие доминанты.

    Каждая эпоха имеет доминирующие базовые механизмы передачи эмоций. В Древней Греции - театр и олимпиады. В Древнем Риме - гладиаторские бои. Да -…

  • Преданность личная.

    В человеческом обществе любая организация скатывается к формированию иерархической структуры к принципу - личной преданности. Вытесняя при этом метод…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments