bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Чебурашка против Буратино.

Массовая культура в кризисе.
Все архетипы современной эпохи использованы уже несколько раз в пропагандистских и коммерческих и потеряли свой авторитет.

В этих целях на Западе приходится создавать рассчитанные на массу индустриальные пропагандистские изделия с использованием приёмов построения сюжетов , так сказать, второго порядка.
Например - сталкивая персонажей архетипического уровня между собой.

Вот на экраны вышел фильм "Бэтмэн против Супермэна". До этого был "Чужой против Хищника"... Фредди Крюгер тоже против кого-то противостоял в своих тёмных делах.

Несомненно, что киноиндустрия США, как и любая другая, это системная пропаганда. То есть - воздействие, направленное на стабилизацию иерархической системной структуры, где интересы истеблишмента учитываются в первую очередь.

Ну, не так грубо и прямолинейно как это было в советском кинематографе, но не менее интенсивно. О структуре воздействия написаны целые библиотеки.

Ну вот обсуждаемые фильмы рассчитаны на самый базовый уровень восприятия - архетипический - и очень эффективен для детской и подростковой типов психики. Основное их содержание в том, что побеждают те, кто сосредоточен исключительно на том, чтобы повысить как можно больше исключительно личное могущество. Никакой солидарности не надо, особенно классовой - это вредно для здоровья.

Ну, в абсолютно стабильном обществе такая стратегия имела некоторый смысл. Правда, приводила перманентно к тяжёлым кризисам, в первую очередь - в экономике.

К тому же стала нарастать во всей красе и другая реальность, а именно на фоне крайнего индивидуализма стала успешной стратегия так называемых "активных солидарных меньшинств". То есть, когда на самом деле контингент этих сообществ интересуют ни системные интересы, ни экономика, ни культура, а интересно одно - как это сделать своим ресурсом, в основном расставляя в системе на ключевые места своих людей. В том числе и путём демократических процедур, голосуя солидарно, причём неважно какая политическая платформа у претендента, критерий один - "он из наших".


То есть - это всегда было в разных формах , например - мафий. Но тут технология стала подминать уже саму архитепическую основу. То есть - системную мотивационную сферу.

А это плохо - начинаются вопли о ржавении духовных скреп, как сейчас говорят в РФ.

Судя по всему, это начинает приобретать некоторые революционные черты. Например в США один из реальных претендентов на президентсво открыто называет себя социалистом. Это примерно , как если бы в СССР некто официально заявил, что он монархист.
Так этого американца его же сограждане с интересом слушают, особенно - молодняк. То есть - скоро там будут большие перемены.

В области массовой культуры это отражается как попытка манипулировать индивидуалистическими архетипами.
То есть - свести все виды противостояния к соперничеству индивидуумов.
Но это не удастся.

Советская пропаганда была основана на архетипах крепостной общинности.
В предельной форме - Тимур и его команда. Или - ворошиловские стрелки.
Но потом партия покумекала, и решила, что никакие самодеятельные команды не нужны, ничего самостоятельного организованного помимо государства не должно быть даже в мыслях. А ворошиловские стрелки это даже опасно - они же могут взять на прицел не только вероятного противника СССР, но и государевых людей внутри.
И страхи продолжались до самой кончины марксизма в СССР. Например - запрели каратэ во всех видах - ввели уголовную статью за занятия и преподавание. Люди начали объединяться в команды, да ещё и под воздействием новых архетипов.

Поэтому в СССР с детства внушались архетипы инфантильности и подчинению государству как старшему родственнику.
Все советские архетипические киноперсонажи предельно инфантильны.

Что,кстати, дало своеобразный эффект - когда развалился СССР, то возникла совершенно безобразная эпоха бандитизма, доходившая до степени резни в азиатских республиках. И не только - в Молдавии и на Украине конфликты дошли до войны. Дрались и душили друг-друга люди воспитанные на Чебурашках и дядх Фёдорах с котом Матроскиным.
Инфантилизации подверглись даже ставшие популярными персонажи иностранного происхождения, в оригиналах довольно двусмысленные - Малыш и Карлсон, Чипполино, Винни Пух...

Но заряд инфантильности проходит.
Поэтому, по идее, постсоветским пропагандистам следовало бы инициировать производство фильмов с столкновениями бывших инфантильных персонажей, так, чтобы было пострашнее Фредди Крюгера.
:)

Что, разумеется, не дало бы никакого эффекта.

Но в недрах искусства происходят свои процессы отражения реальности.
Понемножку начинают производить фильмы с новыми архетипами.
Например - мультик "Маша и Медведь". Некоторые зрители даже протестуют...
:)


Subscribe

  • Глобальная композиция.

    Организация любого типа часто имеет в качестве выражения своего доминирующего чувства - гимн. Но возможен ли гимн глобализмаа? Наверное - нет. Даже…

  • Империя и современность.

    Стало модным называть Российскую Федерацию империей. Образовался целый сонм фанатов. Причём по типу больше напоминающих фанатов футбольных.…

  • Атака простолюдинов.

    Экстремизм малоэффективен. Ну, бывают иногда эффектен. Обычно - своей нелепостью. Поэтому обычно используется для провокаций. Но то, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments