bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Красота, мотивация и революция.

Главный личный мотивирующий фактор для самостоятельной деятельности это ощущение красоты того дела, которым собираешься заняться и приносить для этого жертвы.

Красота это крайне и субъективное чувство, хоть и испытывающее значительное влияние традиций, культуры и общественного мнения. Что для одних красиво может вызывать самые отрицательные чувства у других, и принимать довольно странные формы.

Перефразируя, можно утверждать - скажи мне, что ты считаешь красивым, и я скажу кто ты.




Вот например.
В Китае ещё в 19 веке был обычай бинтовать в младенчестве ступни ног девочкам – именно для «красоты». Нога уродовалась и оставалась маленькой. Тем не менее – всё это вызывало неподдельное восхищение аристократии, поэты слагали стихотворения и оды, воспевая «красоту» таких ног и даже походку несчастных дам. Кстати, в европейской культуре это имеет некоторые аналогии – в балете практика стояния на пуантах приводит к деформации стопы, развивается плоскостопие, что можно видеть в быту в специфической походке у многих балерин – красотой же балета восхищаются все.
В других местах Земли перебинтовывали черепа в детстве, придавая им невероятные формы, вытягивали шеи путём постепенной фиксации обручами, прокалывали и увеличивали части тела и тому подобный поступки – всё для неё, для «красоты».

В Европе красота приобретало не менее вычурные формы – посмотрите на картины средневековья и Нового времени, на все эти многокиллограмммовые женские платья, слои грима, парики, вычурные причёски, воротники, камзолы.
В красоте случаются и свои революции. Вот этот современный идеал молодой женщины – худой, похожей на мальчика, он возник не так давно , в 60-е годы, а до этого красивым считались «фигуристые» женщины, в разной её степени – от стиля вамп до кустодиевских купчих и народных представительниц.
И тут грянула «контркультура» и появилась девушка Твигги (веточка) – ручки тоненькие, ножки тоненькие, глаза такие большие и такие доверчивые, похожа на пацанчика…
В общем – часть общественности обеих полов обалдела и балдеет по сию пору. Революция. А раньше таких звали «доской» и даже хуже…

Но это – чувственные примеры красоты , её субъективности и переменчивости.
А существует более сложная красота. Напрямую с чувственностью не связанная, некоторая производная от чувств , доказывающее, что сам феномен имеет всё же концептуальное происхождение, свойство человечекой психики – животные себя не украшают. Хотя в потенциальном виде красота присутствует уже у животных – все эти брачные ритуалы ухаживания , а вот волки даже собираются, чтобы вместе повыть – наверное тоже своеобразное протоэстетическое чувство – всё-таки это живые существа.

Красота же , как известно, требует жертв и достижений. Красотой любуются, созерцают, концентрируют на ней внимание, её навязывают, воплощают.
Красота явления и процесса.
Ну, всем понятны, можно сказать, постчувственные формы – поэзия, музыка, балет. То есть – абстракция чувств в разной степени – от порнографии до академических театров и ансамблей. Особенно экстатические формы такого рода красоты – в религии, сочетание наивности, иногда даже пошлости, и своеобразного мастерства, культивируемого веками.
Тут тоже в общем всё понятно – каждый считает красивым то, что соответствует его вкусу.

Более сложные формы – это социальная красота. То есть причисление себя к какому-то престижному, то есть общественно-красивому, движению, сообществу или организации. Например – владелец автомобиля. В условиях города, особенно в России, владение автосредством более чем половине владельцев машин ничего кроме проблем не создаёт – бензин, запчасти, ремонт, гараж, аварии, пробки, мытьё. Но посмотрите, с каким трепетом относится владелец к своей «тачке», на какие жертвы он идёт, обрекая на это часто всю свою семью. А потому, что он в своём представлении становится прекрасен, особенно на шикарном авто, да и на машине попроще – он всё равно – красавец. А без неё – жалкое существо. Вот один мой знакомый развёлся, при разделе имущества машину присудили бывшей жене. Этот мой знакомый чуть не лишился рассудка – наверное год говорил только о машинах. На мои сочувственные реплики , типа – ну вот, теперь у тебя меньше проблем – он почти в слезах отвечал – ты не понимаешь! Если бы ты знал, как это прекрасно - ездить на авто! Если б ты знал!!!

Вот, до чего доводит человека красота.

Следующий этап концептуализации красоты – демонстрация своей динамики в иерархии престижных организаций. Все эти знаки престижности – одежда, обувь, часы, авторучки, ненавязчивые (и не очень ненавязчивые) значки и символы носимые со специфическим достоинством – человек чувствует себя прекрасным, сияет как начищенный самовар. Особенно это развито в милитаристских организациях – армия, флот. Красота военной формы – это существенная часть мотивации стать и быть военным , особенно офицером.

В негативных формах самовыражения тоже присутствует своеобразно понятая «красота» - например блатная субкультура – поведение, татуировки и предел демонстрации приблатнённой эстетики – «русский шансон». Я понимаю – это для многих просто невыносимо, но тем лучше – послушайте, не попадая под очарования – следите, как красота стремиться инфильтровывается в психику того, кто её подвержен – методы везде примерно одинаковые – где примитивнее, где изощрённее , содержание разное.

Но самое конструктивное проявление красоты – это чувство красоты дела.
Например – многие чувствуют красоту бизнеса, причём это самые удачливые бизнесмены, а не находящиеся в рабстве у затеянного ими предприятия и уже не мыслящие дороги назад. Чувство красоты порождает артистизм в делах, позволяет находить нетривиальные ходы.

Это характерно не только для бизнеса, но и даже в обычном ремесле – у меня есть знакомые сварщики, слесари, столяры - достигшие действительно артистизма в своей профессии, мастерства вообще невозможно достигнуть не имея понятия о красоте дела. Вот сварка, вроде – сиди или стой и сваривай. Ничего подобного – хорошего сварщика надо готовить лет десять, а результаты работы мастера и малоквалифицированного рабочего – просто потрясающи.

Однако наиболее абстрактное и впечатляющее проявление красоты – это научное и техническое творчество. Для многих математика, физика, химия, биология, конструирование – это скучнейшие занятия.
Математический вывод для математика – это деятельность полная приключений духа, а математические истины полы изящества.
Для химика проведение какого-то сложного синтеза прекраснее чем демонстрация мод в Париже.
А как прекрасны для конструктора конструктивные решения, например электронная схема и её воплощение в виде припаянных к протравленной кислотой плате деталей. Многие сами паяют и любуются. Всякие усилители например. Паяют, потом всех приглашают в гости, врубают музыку и говорят – вот, закончил паять усилитель для частот от 7 до 12 килогерц, послушайте, как чисто звучит это диапазон, о, какая чистота!!!
То есть получается – музыка в общем то чёрт с ней, но вот чистота звука в определённом диапазоне – это красотищща! Не всем понятно до конца!

Между прочим, тут есть даже гендерный аспект. Вот я закончил физический факультет университета (понятное дело – физика, это максимум красоты в науке и интеллектуальном творчестве). Так вот, на нашем факультете женского пола было процентв 5 или 7, физика – мужская профессия. На всех факультетах, включая математический – половина, а на гуманитарных даже больше, а на физике – меньшинство. Дамы учились нормально, то есть всё умом понимали, но вот какое дело – я думаю, что женщине трудно сформировать эстетическую картину в области физики и технического конструирования. Вот мне трудно представить, чтобы у женщины экспериментальная физическая установка и результаты её деятельности вызывали эстетическое чувство. Мода, гуманитарщина, отчасти биология – да, но чтобы женщина любовалась физикой… Я сомневаюсь.

О политике.
Любая революция это и эстетическая революция. Одна красота побеждает другую красоту. В начале 20 века в России эстетика освобождения победила эстетику византизма. Начиная с элементарного уровня. Вот это из строка из «Увертюры» поэта-эстета Игоря Северяниа - «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!» - это фактически своеобразная мантра, которая победила «Отче наш». Масонская эстетика победила дворянскую. А анархическая эстетика победила самодержавную. Правда все успехи технично спёрли большевики – крестьянскую программу у эсэров, эстетику у анархистов, а самих носителей – подло обманули.

Но и самим большевикам это на пользу не пошло. Своеобразный гений Суслов убил всё живое в том, что было в коммунизме, всю живую красоту, превратил эстетическую составляющую в труп и им любовался. Кстати, у меня был знакомый паталогоанатом, человек очень воспитанный и эрудированный, но о своей работе он рассказывал с нескрываемым эстетическим наслаждением. Представляете? Между прочим – потомственный врач. Мать – одна из лучших гинекологов в его городе. Естественно, тоже хотела приучить сына к , так сказать, красоте гинекологии. Но, как он рассказывал, когда он увидел, как делают аборт, он почти потерял сознание, его под руки вывели из операционной и долго приводили в чувство. Пришлось вот стать паталогоанатомом. Но что это получается, господа и товарищи, это получается, что кое для кого существует эстетика аборта! А у меня были и такие знакомые – два знакомых гинеколога мужчины, один из них бывший боксёр (красота апперкота!) .
Ну ладно,отвлеклись .

В общем – Суслов это паталогоанатом коммунизма. Разумеется, не всем его эстетика подходила и коммунизм в этом аспекте был уже обречён. Что и осуществилось – его выдавила эстетика демократии, плавно перешедшая затем в «русский шансон» и «россиянский юмор».
В общем так, чтобы победить в ходе революционных событий следует создать новую эстетику. Это обязательная составляющая. Это и сплачивает максимальное количество сторонников, координирует их усилия.

А как иначе? Только так. Никто не сплотится в организованное общество, если в основании будет нечто вызывающее противоположное красоте чувство – отвращение. Отвращение как раз следует вырабатывать к эстетике противников.

Поэтому – передовым революционным отрядом являются те, кто вырабатывает эстетическую продукцию – художники, литераторы, фотографы, режиссёры, учёные.
Человек с фотоаппаратом в политике не менее эффективн чем человек с автоматом.
Вывод такой – осваивайте приёмы воздействия красотой, как осваивают приёмы боевых искусств. Недаром у китайцев это называется кун-фу, то есть – искусство, мастерство красоты.

Да, чуть не забыл. Определение. У нас многие не могут без определений. Красота это то, что кажется вам красивым. Тавтология? Да нет. Казаться (прим. именно) красивым – это доминанта в сознании, усиливающая положительные эмоции. Для некоторых , к примеру, это сжимается до созерцания весьма конкретной субстанции – это деньги. Причём – физические монеты и ассигнации, которым стремятся придать максимально «красивый» вид. «Скупой рыцарь» Пушкина – отличное художественное произведение иллюстрирующее этот эффект. В настоящее время – кредитные карточки.

Режиссёрская находка. Скупой рыцарь, произносящий свой монолог с кредитными карточками вместо сундуков с золотом. Осовременивание, однако. Впрочем, наверное не пройдёт. Там есть персонаж – ростовщик еврей и комментарии персонажей по этому поводу. Если перенести в настоящее время , то начнутся протесты – типа, антисемитизм (Кстати, для некоторых, с обеих сторон – это предмет необычайной красоты, кое-то без этого жить не может. Повторяю – с обеих сторон.).

В общем, как уже все убедились – без красоты – никуда.

Не надо только попадать под власть красоты, дать ей себя обмануть. Но на пути к освобождению красота неплохой попутчик!


Subscribe

  • Разгром оппозиции.

    Оппозицию в России невозможно разгромить. Потому что её нет а качестве противостоящей силы. В этом её непобедимость. И если кто-то совершает…

  • Отзывчивость.

    Всё-таки человек есть человек. Даже альтруисты в глубине души, делая ненавязчиво добрые дела, ожидает более-менее публичной положительной оценки от…

  • Блоковое.

    Всё-таки личностей в одном человеке - много. В виде психологических блоков, адаптирующих субъекта к конкретным ситуациям и возможностям. Причём -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments