bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Художественныt манифестs.

Сильнейшим катализатором любого социального процесса является наличие талантливого художественного произведения, в котором развита необходимая для успеха система идей, образов, установок, кодов.

То есть, фактически оно должно выполнять функции , которые выполняют разного рода манифесты - от политических, гражданских до эстетических.

Однако, ключевую роль при этом играет понятие - художественный.
Это должно быть художественное произведение, обычно - литературное. Желательно, чтобы все установки вводились неформальным образом, несколько замаскированные под описание экзистенциальных ситуаций, при помощи реплик, диалогов, ну - писем одного из героев повествования. И тому подобное.

Попытки прямого внушения в виде формальных агиток-монологов воспринимаются тяжело, замедляют действие и делают их неживыми.

Все хорошие иде должны идти в художественном контексте. Наверное, в большинстве случаев талантливый автор даже не подозревает, что пишет художественный манифест.

Классическое произведение-манифест это "Записки из подполья" Достоевского. В общем-то это открытие эпохи изучения бессознательного, то есть фактически инициация психологии как дисциплины.

"Так говорил Заратустра" Ницше - вся политика 20 века несёт отпечаток идей и стиля этого произведения.

Вот кто постоянно писал художественные манифесты и миниманифесты, то это Чехов. Наверное, это один из самых революционных авторов.

Герман Гессе с "Игрой в бисер" и "Степным волком" - фактически способствовал контркультурной революции 60-х. Хотя написаны они были лет за 30 до этого в ситуациях не имевших ничего общего, чем характерен воспринявший идеи период.

Необходимо отметить "Элементарные частицы" Уэльбека. Это пример того, что эффект художественного манифеста никогда не иссякнет. Судя по всему - это произведение достаточно эффективно катализирует политизацию во Франции. Кстати, там как раз много формализма, некоторые идеи декларируются просто напрямую, но это компенсируется натурализмом. Интересный итог, кстати, той самой эпохи, которую катализировал роман Гессе.

Из приведённых примеров ясно, о чём идёт речь.

Необходимы художественные манифесты.

Кстати, не всегда возможно их написать. Вот, к примеру, так и не могут создать ничего любители византийщины и сталинизма. Лично Сталин, судя по всему, рассчитывал на Булгакова и Горького. Кстати, говорят он 15 раз смотрел спектакль "Дни Турбиных". Возможно, он воспринимал его как личный манифест. Но для многих манифестом стало "Мастер и Маргарита".
А Горьки в области манифестов так и не превзошёл самого себя, достигнув максимума в пьесе "На дне" - такое ницшеанство, районированое в России с Сатиным в виде местного сверхчеловека. Что-то в этом есть....

Кто умеет писать книги - мог бы попробовать...
Но пока нет даже намёков.


Subscribe

  • Хор политический.

    Существует метод политического воздействия - превратить шум в структурированную информационную форму. Ропот в произведение политического искусства.…

  • Точность, вежливость, аккуратность.

    Всё-таки именно эти качества являются частью базы успеха оппозиции. Не путать со скромностью. Скромность, в общем, свойство необязательное. А иногда…

  • Сотрудничество с системой.

    Практически нет никого в РФ, кто бы сотрудничал с политической системой . Вот служить системе - ещё есть. Причём в основном в форме прислуживания.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments