bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Categories:

Основной вопрос революции в России.

Это не традиционные "кто виноват?" и "что делать?".

И даже не менее актуальный (о чём я писал) - "ты меня уважаешь?".

Нечто подобное исследовал Достоевский в 19 веке. Это звучало так - "тварь ли я дрожащая, или право имею?". Как все помнят, Раскольников пытался решить вопрос экспериментально - убил старушку-ростовщицу и случайную свидетельницу топором.
Разумеется, решения так и не получил. И не мог получить вследствие неправильного эксперимента.

Достоевский вообще теоретически слабо поставил эти вопросы.
Ну вот ещё его - "если бога нет, то всё дозволено".
Как-то оно слишком по российски сформулировано. Подразумевается, что есть система дозволения, от которой зависит тот, кто так сформулировал проблему. Своего интеллекта, своей воли и своей ответственности не подразумевается. Мол - только система дозволения может обеспечить устойчивое позитивное развитие.
Как показал 20 век даже при существовании тотальной системы дозволения ничего подобного не происходит.

Да и в формулировке - "право имею" - это сквозит. То есть - существует некое "право", следовательно и - авторитетная система его реализации, к которой стремится герой романа.

Дальше идёт детерминировано. Право, уголовный кодекс, который для тварей дрожащих. Ну и у студента вывод - критерий сверхчеловека это возможность нарушить УК, желательно по тяжёлой статье.
И вот - нелепая старушонка...

Ну, допустим, даже не УК , а религия , хотя право относится не к заповедям, а к юридической сфере. Но если бы вопрос стоял так экзистенциально, то следовало бы и экспериментальный объект искать попресижней!

Нет, всё-таки реально Достоевский был не релегиозным типом, и ему экзистенциальные вопросы поставленные в религиозном контексте были чужды. Религия для него была азартной ролевой игрой. А в реальноси он учитывал только УК, жизнь научила.

А революция это всё же изменение экзистенциальной системы.

Но начало рассматриваемого вопроса - "тварь ли я дрожащая?" в России (и не только в ней) остаётся предельно актуальным и обостряется до предела.

Подобная постановка была движущим фактором и в 1917.
И в начале 1990-х.

Но всё время на эту часть вопроса ответа "нет" в СССР вконце концов не последовало. Ну, не всегда и утвердительно отвечали , в стиле - "а хто ещё ты есть, урод? тварь, тварь и есть! исчезни, а то ментов вызову...".
Что называется - "качать права" - было страшным преступлением против системы. Между прочим - права конституционные. То есть - все их имели, как не странно. Что не мешало оставаться в прежнем статусе.

Но за констатацию факта самостоятельно, тем более публично - "да, мы твари!" - могли тоже наказать.

В общем, вполне обычным мог быть и нейтральный ответ - "товарищ, не задавайте глупых вопросов!".


Но вот как-то общество созрело, точнее - в обществе созревают социальные среды, которые на часть вопроса уже для себя ответили - они не являются дрожащей тварью, пока - теоретически.
Что крайне злит систему. Основанную, кстати, на религиозном понятии "тварь" - то есть субъектом, сотворённым высшей по относительности к нему силой. И вибрации этой твари один из источнтков комфорта высших классов.

Но тогда - какое продолжение? "Иметь права " в России не рзначает, что можно ими пользоваться в качестве системной опоры.

Нужен не вопрос, а утверждение.

Порядок, достоинство, ответственность.

Правда есть одно "но". Гарантами порядка могут быть системообразующие - порядочные - люди...
Врождённо порядочные. С врождённым чувством достоинства у себя и других. Вся экзистенциальная суть в этом - византийщина ненавидит достоинство.


.......................

Анархия мать порядка.







Subscribe

  • Минус на минус даёт плюс

    Многие озабочены негативной пропагандой против русских в странах Запада. Это наивная озабоченность. Всё наоборот - это прекрасно. Попытки создать…

  • Хор политический.

    Существует метод политического воздействия - превратить шум в структурированную информационную форму. Ропот в произведение политического искусства.…

  • Точность, вежливость, аккуратность.

    Всё-таки именно эти качества являются частью базы успеха оппозиции. Не путать со скромностью. Скромность, в общем, свойство необязательное. А иногда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments