Вот у мусульман мужчины совершают намаз без всякого социального и другого развития. Пришёл в мечеть, занимай первое попавшееся место в ряду молящихся. Даже любят показывать фильмы, где султаны и восточные диктаторы молятся рядом с мещанами и крестьянами по соседству.
В православных и католических храмах все вроде находятся в одном помещении, хотя во времена империи рассредотачивались строго по социальному положению, и строго запрещалось менять этот порядок.
Протестанты тоже вроде сидят без различий. Хотя атмосфера иногда как на советских комсомольских собраниях - президиум, лекция (проповедь)...
С точностью до стиля, сам феномен относится к фундаментальным социальным свойствам.
То есть - существует система базовых медитаций. На которые должны собираться без асякого социального различия и медитировать совместно. Если это есть, то система функционирует успешно.
Но вот если само присутсвие каких-то типажей, которые формально считаются своими, но раздражают до степени отсуствия сосредоточения, то система на пути к прекращению существования. То есть, когда начинают открывать храмы, центры и прочее, но не для всех единочаятелей, а только для наших (для белых, для чёрных и т.д.), то всё - это начало конца.
А система базовых медитаций есть, даже для самых простых систем, от собраний по интересам до дружеских кампаний.
Вот коммунисты в СССР на своих собраниях в конце пели Интернационал. А потом это отменили - стали стесняться друг друга. И коммунизм - закончился. осталась бюрократическая имитация, у которой, впрочем, возникли свои базовые медитации. Скучнейшие, но кто их выдерживал - были солидарны как никто. Но их испортила жадность.
Вот многие системообразующие дела не идут, потому что нет своих совместных стилей медитации, на которые приходили бы все. И не мешали друг другу.
Кто придумает - тот сплотит по крайней мере ядро будущей системы.
То есть - полезно думать - над чем и как вы хотели бы медитировать и с кем...