bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Школы.

Беда русской культуры в том, что её выдающиеся представители не создали школы.

В данном случае под школой подразумевается сознательное воспитание учеников, сознающих своё единство как продолжателей дела, стиля и системы ценностей своего учителя. Плюс - фундаментальный труд, кодифицирующий основные принципы учения.
Неплохо также, чтобы были регулярные формальные мероприятия более-менее массового характера, позволяющие почувствовать единство и мощь школы в непосредственном режиме.

Вот я не знаю ни одной русской школы такого типа.
Хотя выдающихся деятелей - очень много. Причём они организовывали много чего - институтов, студий, заводов и т.д, и т.п... Есть и ученики с уважением вспоминающие учителя.
А школ нет!

Ну, раз нет русских школ, то в качестве примера привожу школу другого этнического типа, чтобы показать мощь явления.

Вот знаменитая школа теоретической физики созданная Ландау.
Там всё есть - знаменитые ученики, своеобразный стиль теоретизирования, фундаментальный многотомный труд, проходивший в течении десятилетий регулярный семинар, система отбора учеников через сдачу системы экзаменов.
Сразу стала накручиваться вокруг школы субкультура, легендирование.
Реально - это мощная катализирующая система для тех, кто воспринимает этот стиль. Хотя, судя по всему, время жизни школы три поколения, но субкультура остаётся значительно дольше в качестве катализатора.
Кстати, там не было ни одного русского, но факт этот - забавный, в прямом смысле этого слова.

А вспомните - Копенгагенскую школу квантов Нильса Бора.

Или Франкфуртскую школу философов.

Но русских школ - просто нет. И дело не в том, что кто-то мешает. Этому помешать практически невозможно. И ничего особенного для этого не нужно.
Кроме желания - создать школу.
Сознательного желания - создать школу. И участвовать в ней. И передавать традицию.

В чём дело?
Не путать с - "что делать?". Затраты - минимальны. А часто и - ничего не надо делать. Собрались вместе, пообщались в школьном стиле, обменялись идеями, обсудили достижения, скоординировали усилия...

Наверное дело в психологических установках.
1. В нежелании вникать в проблемы ученика - своих проблем хватает. А русский ученик способен создавать совершенно фантастические проблемы себе и, следовательно, будет "грузить" и наставника с соратниками.
2. Желание обученного как можно быстрее "отделиться". Рудиментарная социальная традиция, идущая от крестьянских времён. Крестьянин по достижении совершеннолетия считал хорошим тоном жениться и "отделиться" от родителей - стать полностью автономным хозяином (и получать свой земельный надел в общине). Для простого типа ведения хозяйства это было в общем эффективно. Но в обществах со сложными социальными, финансовыми и техническими взаимоотношениями это тормозит развитие тех, кто придерживается абсолютной автономизации. На фоне рудиментарных патриархальных отношений в России это становится проблемой. Всё-таки школа базируется на представлениях учитель-ученик, а не родители-дети.

Короче - необходимо создавать школы. Разумеется тем, кто может чему-то хорошему научить.
Subscribe

  • Спортивный пример.

    Наверное профессионализм может убить явление, в котором он возникает. Яркий пример - профессионализм в спорте. Наверное, он был неизбежен. Но его…

  • Возраст и помехи.

    Часто задаются вопросом - какой возраст наиболее соответствует процессу генерации нового глобального сообщества. Кто-то считает, что гегемоном этого…

  • Инфантил с гаджетом

    Инфантил с гаджетом это сила, если управляется централизованно. Это новая техно-социальная реальность. Вполне реально предположение, что формируемая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments