bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Шерлоки Холмсы.

Всё-таки в европейского типа культуре Шерлок Холмс это - культ.
Практически - квазирелигия.

Удалить этот образ из современной культуры невозможно без потерь.

Судя по всему, создатель этого образа испытал влияние Ницше, Дарвина и Достоевского в качестве эмоционального фона. Тогда они были не классиками, кстати, а просто актуальными писателями. Но никто из них не создал квазирелигию.
Даже Ницше с Заратустрой - это гениально афористично, но и всё.
Достоевский вообще не религиозный писатель - это создатель экзистенциальной суперигры.
Ну а Дарвин, разумеется, это рациональная аргументация.

А на Шерлока Холмса - уповают. Разумеется, писатель веры и не требовал (поэтму и квази), но ситуации и механизмы упования использованы весьма убедительно. При этом всезнающий и всемогущий, а также вездесущий рационалист Холмс выглядит спасателем и даже в некоторых ситуациях - спасителем.
К тому - воскресает. Что немаловажно в тогдашнем обществе.
И противостоит ему дьавол - профессор Мориарти.

Кстати, стиль Холмса несомненно использовал автор психоанализа Зигмунд Фрейд в создании методики воздействия психоаналитика на пациента.

Да и в культовом советском романе Остап Бендер имеет черты Холмса, там даже свой Уотсон есть - Киса Воробъянов.

В общем - истории о Холмсе будут экранизировать всегда.

Вот и британцы опять - создали реинкарнацию образа и сюжетов из первоначального жития, действующих в современном постмодернистском Лондоне. И не одну, но речь идёт о сериале Шерлок.

Стиль сериала заставляет предположить, что его создатели находятся под впечатлением от творчества кинорежиссёра Ингмара Бергмана - они постоянно давят при помощи деталей на зрителя, как говорить поговорка - тонкие намёки на толстые обстоятельства.
Впрочем, это ведь особенность личности Холмса - восстанавливать по мелким деталям общую картину.

С деталями в качестве основного выразительного средства работали многие режиссёры, например у Федерико Феллини они создают впечатление симфонии. А в сериале они, будучи, тем не менее, удачно продуманными генерируют атмосферу давления, бомбардировки мелкими, но упорными впечатлениями. Что называется - грузят.

Ну, наверное сейчас это предельно актуально.
Это пришествие спасителеля в гиперинформационный мир. Который наиболее актуален для среднего класса - ежедневная бомбардировка случайными впечатлениями на фоне ожидания негативных событий.

Наверное в этом заключается успех сериала - в смаковании фона, в котором пребывает средний класс.

В посмотренной серии Холмс в конце фильма даже обращается за советом к психоаналитику. Которого играет актриса-негритянка. Тоже особенность сериала - создатели явно сторонники политкорректных ценностей.
Актриса, кстати, убедительна. Но соответствует ли это реальности? У меня некоторые сомнения - возможен ли психоанализ если пациент и аналитик существенно разных рас...
Между прочим, метод Фрейда стал давать сбои уже на русских. Вот его книга, где выведен некто под образом человека-волка. И вот Фрейд всячески дедуктивным методом что-том теоретизирует по его поводу, строит схемы... А реально всем русским знаком этот один из многих типажей русского человека - раздолбай.

Поэтому сериал смотрится в России с некоторым отстранением - как там у них на Западе? Скоро ли ему придётся плохо?
Тем более, что авторы используют в качестве фона романтизированную версию того, что во многих событиях заинтересованы в результатах наивысшие сферы британского общества.

Кстати, в книге и в фильме у Холмса была крайне влиятельная "крыша" - это его брат Майкрофт, функционирующий в структурах принимающих политические решения вопросов, вплоть до неофициальных.

Впрочем, и в Западных фильмах Холмс может быть рассчитан и на менее структурированную аудиторию, чем европейский средний класс.

Вот в американском сериале всё рассчитано на градан США с присущим бихейвористском стиле, а Уотсона играет дама.
Но, по-моему в бихейвористском стиле вне США поветствование о Холмсе проигрывает.

А вот в американском фильме англичанина Гая Ричи бихейвористский стиль преодолён. Наверное Дауни играет Холмса-ирландца, согласно распространённым представлениям. Кстати, изначально это так и есть - Холмс, как и Конан-Дойл, ирландец, но борец за интересы Британской империи. Что его роднит с Джеймсом Бондом. И ирландский Холмс весьма симпатичен русским.

В русском-то варианте Холмс из известного фильма - это сказочный спаситель. Произносящий мем, ставший культовым - элементарно, Ватсон!
Причём это фильм скорее - явление Холмса народу. То есть всё та же - квазирелигия. Поэтому многие и смотрят до сих пор.

Subscribe

  • Минус на минус даёт плюс

    Многие озабочены негативной пропагандой против русских в странах Запада. Это наивная озабоченность. Всё наоборот - это прекрасно. Попытки создать…

  • Хор политический.

    Существует метод политического воздействия - превратить шум в структурированную информационную форму. Ропот в произведение политического искусства.…

  • Точность, вежливость, аккуратность.

    Всё-таки именно эти качества являются частью базы успеха оппозиции. Не путать со скромностью. Скромность, в общем, свойство необязательное. А иногда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments