bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Categories:

Пелевин и Европа.

Посмотрел европейский фильм по мотивам романа Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота".
Делали, делали сей многострадальный фильм, и наконец - сделали.
Buddha's little finger (Мизинец Будды) называется.

Скажу так, ну - ничего. То есть, в смысле - приемлемо. При некоторых условиях.

А в контексте развития сюжета "Чапаева и пустоты" так вообще - отлично.

То есть фильм, конечно, малобюджетный и снят как попало.
И оценён положительно может быть только с некоторых позиций.

Они таковы.

Образ Чапаева наверное чемпион в России по масштабам интерпретаций. Начиная от почти религиозного культа и до персонажа серийных анекдотов.
То есть этот образ понадобился как идеологической машине государства, так и в качестве выразительного средства для бессознательного самых широких народных масс - анекдоты были популярны во всех нишах общества - от простолюдинов до самых образованных её представителей.

Но если лепка государством официального героя была чисто механической работой, то анекдотическая популярность у масс говорит о том, что были задеты какие-то самые глубокие, так сказать - архетепические пласты подсознания, что позволило генерировать и распространять в невероятных объёмах самые разнообразные сюжеты на протяжении десятилетий, при чём в СССР по понятным причинам только в устной форме передачи информации.

При этом - практически всё написанное и сказано о Чапаеве является выдумкой.

И поэтому роман Пелевина "Чапаев и пустота" является наверное лучшим и самым благородным, что можно было написать об этом... образе. Где Чапаев является боддисатвотвой, то есть существом не уходящим в нирвану из сострадания к живым существам и с целью помогать им в деле избавления от страданий.
Два других персонажа тоже действуют в дзен-буддийском стиле.

Это пулемётчица Анка(Анна), имя которой происходит от аничча (анитья) означающее - «бренность, непостоянство». Причём самым главным пулемётом является мизинец будды, который если на что укажет, то проявляет, так сказать, на практике отсутствие самодостаточной обусловленности существования всех конечных объектов в мире.

И поэт-декадент Пётр Пустота (Петька). В значительной степени прообразом для которого послужил Александр Блок.
Вот Петьку и можно охарактеризовать блоковскими строками

Под шум и звон однообразный,
Под городскую суету
Я ухожу, душою праздный,
В метель, во мрак и в пустоту.

Я обрываю нить сознанья
И забываю, что’ и как...
Кругом — снега, трамваи, зданья,
А впереди — огни и мрак.

И ещё

Всё бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно,—
Мне всё равно — вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее — во мне.
Всё бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешел граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.

Но в отличии от Блока , Петька, кроме способности созерцать изменённое состояние сознания, обладет ещё и некоторой практичностью и решительностью, и даже способен придушить решившего арестовать его и отконвоировать в ЧК друга поэта Фанерного (фон Эрнена).

Ну вот - весь роман и посвящён воспитанию Петьки и даче условного виденья в виде УРАЛ (Условной Реки Абсолютной Любви) после применения пулемёта.

И всё действие разворачивается параллельно в двух критических русских эпохах Гражданской войне и бандитских 90-х 20 века.

И вот всё это, скажем так, великолепие решили воплотить на экране европейцы.
Что и было любопытно.
Потому как - эксперимент. И тест. Как всё русское воспринимается интеллектуалами с Запада на образном плане.

Всё-таки это фильм людей никогда не рассказывавших друг другу анекдоты про Чапаева, Анку и Петьку. Это сразу чувствуется.
И русских реалий не знающих.
А конструирующих Россию из имеющихся Западных штампов и своего западного опыта.
Там даже бандиты скорее из нью-йоркского Гарлема по стилю, чем российские.
А уж спецслужбы - опера и следователи - это прямо из Голливуда. И скорее из Оруэлла.

И вообще, всё поставлено в стиле произведения абсурда. С добавлением дзен-буддизма, который на Западе уже давно стал составляющей Западной интеллектуальной и даже всей прочей культуры.

Ну вот эта бесхитростность мне и понравилась.
Ну то есть - иллюстрация. По мотивам. Пелевин писал роман по мотивам, а вот теперь сняли фильм по мотивам Пелевина - преемственность метода сохранена.

При таком подходе - фильм один раз смотрится неплохо.
Даже можно в кампании в интеллектуальном клубе - с креслами, напитками...

Наверное это плохо - смотреть фильм, загрузив целую систему интерпретаций и аналогий.
Хороший фильм смотрится так, что забываешь о намеренном подгружении каких-либо ассоциаций. А просто российскому зрителю будет смотреть этот фильм тяжело - явные нестыковки, наивные ходы сюжета...

Но если держать в готовности мотивы - то можно, если есть время.


Subscribe

  • Незамеченные

    Многие жалуются, что их незамечают. В упор не видят, хоть они не невидимки. Или считают себя не невидимками, а реально такими являются в разных…

  • Государство и инициатива

    Государства совершенно потеряли инициативу. Во всём. Тотально. Технически не могут её удержать. В том числе и в таком аспекте генерации инициативы…

  • Запредельное

    Всё решиться тогда, когда появится тот, кто решится на запредельное. Успешно, конечно. Но результат - не гарантирован. Впрочем, и отрицательный тоже,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments