?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Русский буддизм и вера.
bokhonov
Вера это передача себя в волю другого существа. В религиозной вере это мифологическое, воображаемое, предполагаемое сверхъестественное существо, в реальном мире это обычно вожди, гуру, герои , а также разные мошенники и сумасшедшие, выдающие себя за воплощение божеств и приравненных к ним персонажей мифов и легенд. Веру часто путают с предположениями и допущениями в практической деятельности, и это в корне неправильно – в отличии от веры, они, при несоответствии практических результатов достаточно легко отвергаются или перемещаются в область технических допущений, где на практике дают приемлемые результаты.
Вера же практически нечувствительна к нарушению логики в обосновании основ и противоречащим практическим результатам. Парадоксальным , на первый взгляд, образом – это только, как говорится, «укрепляет в вере» адепта. На самом деле логика в вере есть, и это – логика мифа, логика религиозного образа, логика потребностей социальной системы.
Обычно это связано с упорядочением коллективного поведения, созданием основ конструктивной коммуникации на расстояниях и временных интервалах превышающих таковые, основанные на бытовых, семейных, кровно-родственных и других подобных навыках, воспитываемых в малых группах. То есть , на основе веры разрабатываются коды коммуникации, расставляются приоритеты и формируются новые интересы и мотивации, создаётся система ценностей надличностного и надродственного характера (социальная программирование под названием мораль), создаются понятия и образцы для подражания, а также вырабатывается необходимый стиль. Таким образом, феномен религиозной веры возникает в достаточно развитом обществе, когда есть уже технические и идеологические возможности сформировать более сложную систему, чем кровно-родственные связи. Мистические переживания людей в системах с кровно-родственными отношениями это не вера, а система мифологических представлений, мифологизация природы и навыков простых социальных связей.
Социальная функция веры заключается в том, что на определённом развитии человека и общества нелепые и даже доходящие до идиотизма представления систематизированные подходящими способами способны стать основой для упорядочения общества до степени выполнения им более сложных технологических программ под руководством заинтересованных общественных структур. Эту особенность уже была описана в Эпоху Просвещения.
Кстати, понятие вера выводится из понятия верный (во всех смыслах), а не наоборот , как утверждают некоторые – маленькая хитрость, а выводы – мировоззренческого порядка.
Основанием веры является возвращение к ментальным шаблонам детства. Это связано с тем, что с прогрессом человечеству приходится сталкиваться со всё большим количеством информации, которая не может быть обработана при помощи навыков, понятий, шаблонов и образов, используемых в естественной родо-племенной среде. Часть шаблонов и понятий удаётся сгенерировать посредством образования, но самостоятельное развитие полученных навыков возможно только в крайне ограниченных объёмах и весьма ограниченным слоем общества. Поток впечатлений , который не укладывается ни в какие освоенные рациональные шаблоны вызывает стресс, который и активизирует состояния, подобные раннему детству. Вот к этот стресс и снимает вера – то есть некритическая надежда на помощь могущественных существ, какими представлялись в детстве взрослые, родители и , особенно, отец.
Объект веры часто и позиционируется как Отец, а уж Небесный и Народов – это уже зависит от обстоятельств.
Разумеется, при организованной вере рядовым адептам внушается мысль, что общение с таким Отцом возможно только посредством особой фирмы-посредника - Церкви, Партии и т.п.. Религиозные организации часто также берут на себя функции турфирмы, за отдельную плату и заслуги перед ней они гарантируют всем желающим пятизвёздочное место в Раю, у некоторых даже с сексуальным спецобслуживанием. Недостаточно лояльным наоборот – после смерти нечто вроде однозвёздочной казармы советско-россиянского типа, где черти-«деды» покажут , почём фунт лиха.

Есть ли в буддизме вера? Ну, что поделаешь, любое массовое распространение идеи связано с вышеизложенной проблемой – шаблонностью мышления. Поэтому всё массовое здесь начинает приобретать религиозные формы, как распространение коммунизма в СССР. Фактически от людей требовали тупой веры религиозного типа.
Так вот, в массовых версиях буддизма есть путь веры, и хоть он и не считается основным (Будда учил осознанности), в массовой практике он является более чем распространённым – на благо всех живых существ.
Изначально буддизм – чисто рациональное учение с практической проверкой методов.
Но я думаю, что создавая русскую версию буддизма, всё-таки стоит пожертвовать количеством и сосредоточиться на качестве – то есть создавать сообщество рационально мыслящих буддистов. В принципе – прецеденты в России есть – это высшие учебные заведения. Отличие состоит в том, что ВУЗы являются частью государственной системы. А буддистам предстоит создать самостоятельную организацию.