bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

"Как вам не стыдно?.."

Это из популярной среди публицистов серии - "проклятые вопросы русской жизни". Я уже написал в блоге, что реально самым проклятым вопросм являются не традиционные "Кто виноват?" и "Что делать?", а вопрос - "Ты меня уважаешь?". Вопрос же - "Кто виноват?" - мне представляется вовсе не является проклятым на Руси, ответ на него всем известен - виноваты все, кроме меня. Даже если человека приперают к стенке доказательствами вины, следкет ответ - так получилось!

Вообще, считается, что имеют место быть две большие экзистенциальные основания общественных культур, это европейская культура вины, формализовавшаяся ещё в античность в виде Римского права, и дальневосточная культура - стыда.

В России же интересно переплетаются обе эти тенденции. Понятие "вины" в России есть, но виноватые в принципиальных и политических случаях обычно - назначаются. Включая традиционалистские структуры народного типа. Ещё в 19 веке за серьёзное преступление в крестьянской общине по требованию полиции община могла выдать в качестве "виноватого" совершенно невиновного человека из каких-то соображений, согласившегося, как это называлось, "пострадать за общество". И всех это устраивало.

Есть ли в России нечто похожее на регуляторные функции стыда, характерные для Японии и Кореи? Ну, раз есть слово, значит есть и понятие. А риторический вопрос - "Как вам не стыдно?" - весьма часто применим в полемике. И гораздо актуальнее вопроса - "Кто виноват?", которого никогда в полемическом задоре не задают. Обычно полемисты знают - кто больше всех виноват, и никакая сила не может поколебать их уверенности.

Социальное значение стыда существует в классах населения не входящих во властные структуры. В России это разделение на государевых людей и "простых" актуально и поныне, хоть и не так формализовано, как в 19 веке, когда были дворяне и простонародье.

Вот среди негосударственных классов стыд играет главную регуляторную роль. Это совершенно не означает, что население представляет собой собрание исключительно совестливых личностей. На фоне того, что понятие вины и правовая культура не играют практически никакой роли в межличностных отношениях, а общество как-то существует, то стабилизирующим фактором, хоть и относительным, является стыд.

Но по мере роста уровня принадлежности или служебной зависимости от власти система стыда постепенно переходит в систему вины. Причём иерархически организованной - вины перед вышестоящими начальниками. Провинившихся - "опускают" на более низший уровень в иерархии. Кроме номенклатуры, которую "опускать" запрещено (но было время - ликвидировали).
Разумеется, находящийся на вершине иерархий самодержец никогда ни в чём не виноват в принципе. И ему, кстати, ничего не стыдно. Ну, ещё Пётр Первый устраивал на этот счёт демонстративные "всепьянейшие литургии", где всем показывалось именно это самое - ни в чём не виноват и ничего не стыдно.

В Европе-то исторически монархам часто доказывали, что они тоже могут быть виноваты - отличный пример - Карл 1 в Англии по суду лишился головы. Вот с тех пор там есть некоторое властное приличие. Его считают ханжеским, но это всё же - достижение. Кстати, не надо путать с переворотами и террором, это хоть и фактическое возложение вины, но не формальное.

Эта европейская формалистика проникла во все классы Европы (имеются в виду народы Западной и Средней Европы). И полностью подавила стыд. По закону можно вытворять всё, что угодно, расходящееся с культурными национальными традициями .

В России же отсутствие господствующей тенденции порождает общественный хаос. Включающийся по воле власти "закон" - когда надо, и выключающийся - когда не надо на фоне прогрессирующего иерархично бесстыжести приводит к полной моральной дезорганизации. Публичная политика нашпигована фиглярами, несущими ахинею и ведущими образ жизни вместе с родственниками прямо противоположный относительно того, что декларируется для населения.

Остаётся только надеяться, что стыд всё-таки сиграет свою организующую роль.
А может и нет.
Subscribe

  • Минус на минус даёт плюс

    Многие озабочены негативной пропагандой против русских в странах Запада. Это наивная озабоченность. Всё наоборот - это прекрасно. Попытки создать…

  • Хор политический.

    Существует метод политического воздействия - превратить шум в структурированную информационную форму. Ропот в произведение политического искусства.…

  • Точность, вежливость, аккуратность.

    Всё-таки именно эти качества являются частью базы успеха оппозиции. Не путать со скромностью. Скромность, в общем, свойство необязательное. А иногда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments