bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Стадность.

В определённых условиях стадность даёт преимущество тем особям, которые в неё сбиваются.

А именно - в условиях деморадизации. Например - в армии дедовщина. Человека вырывают из его социальной системы и помещают в среду, где он статуса "человека" не имеет принципиально.Это единица живой силы - механизм - автомат, орудие. Тело отбирается у личности государством, остаткам сознания вменяется в обязанность содержать тело согласно уставу. Строго регламентируется - как стоять, что говорить, походка и т.д.

Разумеется, подсознание таким способом не ликвидируешь. И оно прорывается на том уровне, где нет структуры контроля армейской системы. А именно - на уровне взаимоотношения нижних чинов. А так как бессознательное содержит в себе значительную долю рудиментарных животных инстинктов, то в условиях нижайшей социальной перспективы эффективной технологией становится стадное поведение.

Вот помню в бытность мою офицером-двухгодичником пришлось услышать такую сентенцию солдатика. Был дежурным по части в воскресенье. Несколько расслабляющая по сравнению с буднями атмосфера. В часть приходили офицеры, чтобы позаниматься в спортзале, поиграть в волейбол. А заодно покучковаться в комнате для занятий - обменяться новостями. Ну и спросили проходящего мимо дембеля - с каким настроением он уходит из армии. Тот ответил:
- Ну, товарищ майор, вот каким дураком пришёл в армию, таким и ухожу!
Майор пытался его переубедить, но выглядело это как раз неубедительно...

Несколько другая система в тюрьмах. В тюрьме человку государством присваиватся статус животного - его содержат в клетках, можно бить при определённых условиях.

Реально в стадно-насильственной системе возможно освоение только технологий кустарного уровня. В самом крайнем случае только пердрать чужие технологии с понижением технических свойств, как это было в шарашках. Но там боролись именно со стадностью. У Варлама Шаламова есть рассказ про шарашку, где главному герою - надсмотрщику - запретили бить контингент и орать на них матом, он чуть не сошёл с ума. Вот в тюрьмах и шьют рукавицы и телогрейки.

Положение усугубляется усложнением повседневной жизни - она становится цивилизованней и технологичней даже у низших классов. Что усугубляет деморализацию при помещении в армию или тюрьму. Вот сравните рассказы Шаламова и воспоминания о каторге Достоевского. Во времена достоевского были сильны общинные формы поведения, и люди попав в тюрьму или армию воспроизводили общинные нормы жизни, поэтому всё выглядело довольно прилично. Современный человек не имея практики общинного межличностного общения, име только навыки технологического интерактивного функционирование оказавшись в примитивных условиях часто превращается в полное животное и становится жертвой групп, сохранивших общинные навыки, формирующие на их основе внутриказарменные банды.

Добавочный негатив вносит стремление администрации любыми средствами выполнять план и делать личную карьеру.

Но в политических целях можно использовать и эту среду - производящую стадные отношения. Необходимо готовить кадры, которые пойдут вольно или невольно в казарму. Ведь эта среда - расположена везде и находится рядом с оружием. И терять многим нечего . Но это - особый разговор.
Subscribe

  • Идеализм и русские.

    Русские предельно практичная нация. Иначе, как бы она смогла создать политическую и хозяйственную систему под названием Россия в природных условиях,…

  • Пандемия и война.

    Интересные выводы можно сделать об некоторых социальных исторических феноменах. Например - нынешняя "пандемия" очень напоминает Первую Мировую Войну…

  • Материальщина.

    В России есть множество относительно структурированных явлений, воспроизводящихся с неимоверной силой и без всяких затрат. Само идёт. Это выглядит…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment