bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Метод Станиславского и дзен

В отличии от некоторых знаменитых современных режиссёров, по свидетельству артистов, которым выпала удача с ними работать и которые с нескрываемым удовольствием о том рассказывают , Константин Сергеевич Станиславский никому не хамил и не орал на сотрудников матом, а говорил, в случае плохой игры актёра , коротко и внятно – не верю!
Но я не слышал свидетельств, чтобы мастер говорил – верю! Когда была хорошая игра.
Он наверное просто молчал, но все понимали – сделали то, что надо и по высшему классу!
Вообще, над последователями Станиславского любят подтрунивать за паузы на сцене во время игры. Но ведь можно сказать, если речь идёт о формах выражения смысла, что Станиславский учил молчать. Не вообще, разумеется, а когда надо. И даже бездействовать – когда надо. Чтобы дать произвести впечатление тому, что было наработано до этого. В этом и заключается суть этого самого – не верю. То есть актёр не создал , скажем приблизительно так – «кармы» – ни на сцене, ни в сознании зрителя.
Карма же с буддийской точки зрения – это действие, инерция и больше ничего.
«Не верю» – это означало то, что в восприятии образ не стал «живым», автономным, не был создан целый мир.
«Не верю» - это значит, что Станиславский требовал от актёров стать равными богам на сцене, то есть театр для него был такое место, где создаётся Вселенная Спектакля. А артист должен был стать Творцом, творящим словом.
Но получается, что метод и школа Станиславского – это должна быть школа Творцов. А сам Станиславский – это Учитель, преодолевший даже форму божества (в театральном искусстве).
Вот христианство (самая изощрённая вера) обожествляет Слово – Логос. Причём это не письменное слово, а живое слово – Голос (кстати, есть созвучие с Логос). И основное ритуальное действо это литургия (обедня) – это по сути спектакль. А Станиславский искусство слова развил до искусства молчания.
Отсюда и паузы, и возможнсть для зрителя принять участие в творении.
Это мне напоминает один дзенский коан из известного сборника Мумонкан
32. Неверующий спрашивает Будду
Один неверующий философ попросил Будду: "Поведайте мне истину, не говоря и не безмолвствуя". Будда сидел в молчании.
Философ поклонился и сказал: "Вы, Высокочтимый, своей любовью и состраданием развеяли мои заблуждения и наставили меня на путь истины".
Когда философ ушел, Ананда спросил Будду, что же тот постиг? Будда ответил: "Добрый конь пускается вскачь, завидев тень от плетки".
(пер. Малявина В.В.)
Вот и искусство молчания режиссёра Станиславского – это тень того, что должно быть понято, во что должен вдохнуть жизнь сам зритель и актёр.
Русские буддисты и национал-анархисты – учитесь быть режиссёрами событий! Изучайте метод Станиславского. Я сам, когда был студентом университета, играл в студенческом театре – очень полезный в жизни метод.
Subscribe

  • Спортивный пример.

    Наверное профессионализм может убить явление, в котором он возникает. Яркий пример - профессионализм в спорте. Наверное, он был неизбежен. Но его…

  • Возраст и помехи.

    Часто задаются вопросом - какой возраст наиболее соответствует процессу генерации нового глобального сообщества. Кто-то считает, что гегемоном этого…

  • Инфантил с гаджетом

    Инфантил с гаджетом это сила, если управляется централизованно. Это новая техно-социальная реальность. Вполне реально предположение, что формируемая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments