bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Category:

Политический Чехов.

Почему-то многие политикой называют только парламентскую борьбу или конкуренцию за места в правительстве. Максимум - комментарии об этом в СМИ.

Это слишком поверхностно.
Не меньшее влияние на политику производят те, кто создаёт новые понятия и образы, создающие или стимулирующие определённые системы ценностей, в том числе - экзистенциальные.

В этом аспекте - Чехов один из самых политизированых писателей. Он работал на системном уровне.

Ну вот его знаменитая самохарактеристика - я по капле выдавливал из себя раба. В стране, где понятие "раб божий" было основополагающим это звучало предельно вызывающим. Это всё равно, что в 20-е годы в СССР сказать, что выдавливал из себя пролетария, а в современной Европе - что выдавливал гомофилию.

Ну, младенцем, наверное, он был крещён, а когда умер - его отпевали. Но это от него уже не зависело. Наверно и с О.Л. Книппер в церкви венчался, что-то не интересовался. Но сами понимаете - тут замешана женщина, любовь. (Кстати, интересно , а Ленин с Крупской - венчались в церкви? Было б забавно...) Был не в силах отказать. Но умер он без всяких исповедей и прочего набора условностей.

Но это - личная позиция.

А в общественном аспекте он был весьма политически системно эффективен. Ну вот "Вишнёвый сад" - это же приговор врача целому классу дворян и аристократов - нежизнеспособны.

Или проблема межнациональных отношений. По степени фундаментальности рассказ "Тина" может рассматриваться как своеобразная политическая позиция по отношению к евреям вообще. Наивные и скучные "Протоколы сионских мудрецов", что называется, отдыхают. Если бы некто написал подобное сейчас, то его бы привлекли за "разжигание" в особо циничной форме. Причём, всё написано с юмором. Кстати, там и про русских - тоже.

В общем, можно ещё долго анализировать политические ходы Чехова, однако я хочу остановиться на одном и самых политических рассказов Чехова, поднимающего одну до сих пор не решённую проблему.
Имеется в виду рассказ "Печенег". Сюжет таков, проезжий останавливается на ночлег у старого казака в степи. Тот предлагает гостю подкрепиться мясом. Но гость отказывается, мотивирую это тем, что он мясо не есть принципиально, он вегетерьанец и не приемлет насилия над животными. Казак удивлён, но уважает жизненную позицию проезжего специалиста. Более того, он воображает будущее, когда всё живое будет существовать в мире. Но тут к нему в голову приходит мысль - а что, и со свиньёй человек будет жить совместно и в мире? И тут начинается для гостя ад. Хозяин усадьбы начинае развивать концепцию невозможности такого существования, приводя примеры из жизни людей, в том числе и своих родственников. Тема "свинства" в экзистенциально-народном аспекте развёртывается по принципу музыкальной фуги. Бедняге путешественнику так и не удаётся поспать.

Можете со мной не соглашаться, но это один из самых принципиальных политических вопросов на Руси до сих пор. Нерешённый. Усугубляющийся. И Чехов это прекрасно осознавал.

Прежде всего это касается стиля власти. Но не только.

Наверное победит тот, кто будет бороться против свинства. Ну вот Реформация в Европе как раз и была таким экзистенциальным событием - борьбой против свинства. Разумеется, это явление неискоренимо, но выдрессировать склонных к этому - можно.

Проблема в том, что биологически признак "свинство" - рецессивный. То есть - проявляется только когда генетически передан и от папы и от мамы. Но против рецессивного признака биологический отбор малоэффективен. Он может блокироваться в течении нескольких поколений, а потом проявиться. Причём это касается всех классов населения. Даже бывает, что проявляется у принцесс, но в их положении при демонстративном соответствующем поведении - такие долго не живут.

Короче - Чехов завещал будущим политикам бороться с этим явлением. Иначе будет то, что есть!
Subscribe

  • Инфантил с гаджетом

    Инфантил с гаджетом это сила, если управляется централизованно. Это новая техно-социальная реальность. Вполне реально предположение, что формируемая…

  • Стремиться к невозможному.

    Отличие человека от животного обычно научно определяется как наличие второй сигнальной системы (по Павлову). Но какая одна из самых существенных черт…

  • Обман и невозможное в массовой политике.

    Соединение несоединимых интересов и мотиваций в политике это фон. Это, можно сказать, обусловлено самой массой (относительно) разумных существ. То…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment