bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Categories:

Структура мгновения - воспоминания из детства буддиста и анархиста в день рожденья.

У меня такое впечатление, что если даже относительно умному человеку с детства не мешать развиваться, то вырастает более-менее детерминировано буддист.

То есть - это я о себе. Я буддист по опыту и убеждению. У меня никогда не было никаких наставников, я никогда не принимал участия в ритуалах никаких конфессий и ни откуда и не от кого не получал посвящения. Поюс ко всему - никогда не было ничего похожего на минимальное откровение и тому подобные экстатические состояния. Ну, я присутствовал при ритуальных публичных службах некоторых школ, но с чисто познавательными целями.

В общем - личная база это чистом виде чтение первоисточников, впечатления и умозаключения. и вполне себе практичные медитации.
Всё.

К счастью, буддизм допускает чисто рациональную трактовку, например - европейскую буддологию. И у меня такое убеждение, что таковым он являлся с самого начала, а все мистические включения это поздние влияния, дань массовости учения. Между прочим, все учения, если идут в массы, так или иначе - мистифицируются и легендируются, включая самые материалистические. Ну, менталитет масс - мифологичен и ничего с этим не поделаешь.

Причём тут впечатления детства?
Притом, что первый этап Восьмеричного Буддийского пути это - правильное восприятие. Как говаривал культуролог и пропагандист дзен-буддизма Судзуки - остальное приложение к этому. А другой известный дзен-буддист тоже Судзуки так вообще считал, что база любого познания это - восприятие начинающего.

Разумеется - восприятие ребёнка - малодифференцировано. Разумеется во взрослом состоянии это сознание начинающего желательно и эффективно иметь при начале интеллектуального анализа и синтеза задач и проблем- это наверное всего лишь начальное мгновение. А затем уже интеллект начинает всё анализировать, препарировать задачу и собирать, синтезировать логические и экспериментальные конструкции. Но если не было этого мгновения в начале, то ничего затем и не получится интересного.

Вот детство - это мир таких мгновений. Если повезло. Во взрослом состоянии это часто пытаются припомнить, приемлемым способом - при помощи музыки. Или воспитывая (можно тоже сказать - при помощи) своих детей. Это всегда выглядит очень умилительно, когда родители пытаются создать счастливое творческое настроение своему ребёнку пытаются разукрасить его мир во время непосредственного общения, вспоминая свои детские состояния.

Мир ребёнка состоит из потоков этих квантов, мгновенных открытий, таинственных и загадочных. Вещи представляются живыми, прожившими какую-то свою жизнь, каким-то загадочным способом пробравшиеся на свои места.

В мировом кинематографе есть два фильма, гениально рассказывающие о детском восприятии - это "Зеркало" Тарковского и мой любимый "Амаркорд" Федерико Феллини. Вот где - исчерпывающе о структуре мгновения кинематографическими методами.

Мир ребёнка даже пространственно - особый. человечек же - маленький. Взрослый видит всё с высоты своего роста, и дизайнеры создают мебель и всё остальное именно на это восприятия. А для ребёнка чудесное начинается - под столом, под кроватью, за дверцами платяного шакафа или вешалки в прихожей, где "отдыхают" солидные мамины и папины пальто и шубы.

Вообще, я помню, хоть и смутно себя, очень рано. Первые воспоминания - меня купают в детской ванночке, цинковой. Но в воду подкладывют - пелёнку. А потом поднимают, укутывают в полотенце, я совершаю на руках полёт на кровать, там меня окончательно обтирают полотенцем. Когда мы с женой купали нашего младенца (я был ответственный за зажимание ушей - чтобы не попадала вода) я поразился яркости сохранённых впечатлений. Ещё у меня смутные воспоминания - меня носят в конверте из ватного одеяла,иногда угол конверта открывают и на меня смотрят на меня с любопытством смотрят какие-то расплывчатые физиономии и произносят какие-то звуки. Впрочем - может быть это какие-то поздние наводки. Но вот события в 3 и 5 лет я чётко помню, потому как они были связаны с историческими событиями.

А двор! Ну, о дворе я напишу особо. Итак уже превышаю объём читабельного в ЖЖ.

Расскажу о примере сложного восприятия. Детство я провёл в родной Чите. Город Чита славится тем, что просматривается насквозь на большое расстояние и находится между двумя горными хребтами. Так вот, лет в дошкольном возрасте я часто любовался на Титовскую сопку, сидя на крыльце, тогда ещё её не перекрывали высокие дома. и у меня была такая фантазия - что за этой сопкой спит огромный великан, а мы все ему снимся! Но, я клянусь, что уже в том возрасте я был способен к критике и умозаключениям. То есть меня забавляло думать, какую фигню придумал, как это может быть - мы всё чувствуем, а для великана мы сон. Но уж очень была уютная фантазия - как ему хорошо во сне, тепло, как он положил как на подушку на сопку голову....
Позднее, повзрослев, я побывал за Титовской сопкой. Там оказалась деревня с га удивление простым названием - Засопка. И никакого великана, что меня не удивило - поврослел. Позднее я узнал, что эта сопка - потухший 10000000 лет назад небольшой вулкан.

Сын тоже оказался критичным человеком. Помню приношу малютке подарок , рассказываю версию - иду, мол, по лесу, вдруг меня догоняют белочки и говорят - здравствуйте, вы Борин папа? Передайте ему от Деда Мороза подарок!
А сын смотрит на меня с радостной улыбочкой, и по нему видно , думает - ну, кончай заливать про белочек, гони подарок!!!
Наследственность.


Ещё на стиль моего мгновенья наверное повлияло то, что на стене висело зеркало, в котором я, сидящий за столом, отражался полностью, сначала в детском стульчике, затем - просто так. Затем его поменяли на китайскую картину с названием - "Луна полная, цветы красные" (прочитал на обороте). Содержание соответствовало названию - традиционная картина с фоном тёмно-фиолетового неба вечера, переходящего в ночь и структурой цвета характерного для этой живописи.

Кстати, христианская традиционная живопись на меня впечатления не производила, движимый детским любопытством я рассматривал и её, но церковная живопись поражала меня своим каким-то ужасом, которым был охвачен художник, перед смертью и какой-то неведомой и неумолимой силой, которой я впоследствии нашёл название - представлением об абсолютной власти. Мне это интуитивно совершенно не понравилось.

Вообще, читать научился рано, и читал всё, что плохо и хорошо лежит.
Особенно на меня произвела книжка - сигналы на железнодорожных путях (родители были железнодорожниками). Такие красные, жёлтые, зелёные круги, поднимающиеся и опускающиеся планки и шлагбаумы, стоящие в какой-то таинственной тишине. И всё это на фоне уходящих за неведомый горизонт железнодорожных путей, часто обрамлённых лесом, в сумерках и даже ночью. Потрясающе! Реально - потрясающе. Это будило фантазию о бесконечности, дальних странах, неизвестности. Можно сказать - это были первые практики интуитивной медитации.

Ещё у меня была книга русских сказок с иллюстрациями Билибина. Я зачитал её буквально до дыр. А из другой книжки русских сказок по моему требованию родители вырвали одну сказку, она меня раздражала. Какую - не скажу.

Подростком я прочитал рассказы о Шерлоке Холмсе. Зная мою страсть к чтению соседи снабжали меня книгами из своих нехитрых библиотек. Однажды подруга матери спросила - а у меня есть книжка "Хмель", можно её ребёнку давать, там есть моменты. Мать, не читавшая такую литературу, махнула рукой - пусть читает. Книжка оказалась = забавной. Подумал - кукую хреновину пишут взрослые дяди.
Так вот - Шерлок Холмс. Интересно. Стильно. Но никогда не хотелось подражать. За одним моментом. Там брат Холмса - Майкрофт - был членом клуба, в котором запрещалось разговаривать на заседаниях. Молчать - и точка. Кто хотел поговорить - выходил в особую комнату. Идея мне очень понравилась. Про молчаливую дзенскую медитацию я тогда конечно ничего не знал. Но подумалось - отличный метод. Какой мощной солидарностью и взаимопониманием должны были обладать члены этого клуба. Но ничего подобного создать не удалось впоследствии. Впрочем, наверное это слишком даже для Англии, и это фантазия Конан-Дойла.


Ну вот, я вырос и стал буддистом и создал концепцию национал-анархизма.
Начинается же всё - с мгновений. Всё пригодилось.

М-да. Тема такая, что можно писать об этом - бесконечно.
Это была импровизация - воспоминания в день рожденья.А что такое импровизация - игра мгновениями, жонглированием моментами
Ом мани падме хум! Ура! Анархия мать порядка!
Subscribe

  • Гербарий.

    Конец эпохи. Как-то всем стало ясно. К ценностям минувшей эпохи - отношение безразличное. Массово. Оказывается - никому не интересна Олимпиада. Она…

  • Пластика.

    Всё-таки биологический фактор имеет большое катализирующее значение на все аспекты жизни. В том числе пластика, мимика, жесты. У доминирующих групп…

  • Криптоцели.

    Цели любой деятельности - это самая тонкая часть организаторской работы. Можно сказать - диалектическая. То есть - формальные цели могут не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments