bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Цирк зажигает огни...

Личные политико-психологические особенности человека можно сравнить с типами зрелищных организаций. Можно выделить три организованные формы психики, соответствующие цирку, театру и игре.

Разумеется, всё это вырастает на основе неорганизованных форм психики, которые можно сравнить с дикой природой. То есть - существуют человек-джунгли, человек-тайга - где в чащобе бродит хозяин тайги медведь, прыгают зайчики и долбит о чём-то своём дятел. Есть люди-скалы, где по горным кручам прыгают горные козлы, люди-пустыни с бредущими в задумчивости по барханам верблюдами. Мыслительные процессы такого контингента мало отличаются от физиологических процессов и тесно с ними связаны по принципу стимул-реакция. Структура природных систем заключается в том, что существует упорядоченная система - кто-кого ест, так называемые - трофические цепочки. Вот ментальность такого контингента и представляет собой динамику сильных и искренних эмоциональных реакций, упакованных в некоторые чувственно-образные упаковки.

Первым типом политической организации, надстроенным непосредственной над пустынно-таёжным комплексом является ментальная система типа "цирк", она напрямую рассчитана на управление массами природного типа. Цирковой стиль связан с дрессировкой зверей, фокусами, эксцентрикой, клоунадой, жонглированием и акробатикой на политической арене. Участники этого типа событий кидают друг друга , для чего есть специальные устройства - подкидные доски, грубо пародируют конкурентов, не стесняясь в средствах, процветают простые, но эффективные фокусы - методы публичного обмана. Образный мир циркового типа ментальности населён смачными живописными персонажами - отрицательными злодеями (капиталисты, Госдеп, руссофошисты, злокозненные нации и т.п. в зависимости от политической ориентации), им противостоят авторитеты и герои - вожди, гуру, божества, народ, духовные скрепы...

Вторым типом является методы, которые можно сравнить с театром. В целом они тоже имеют эмоциональный характер, но рассчитаны на более утончённое восприятие достаточно образованной и культурной публикой. На большую часть среднего класса. Здесь уже написаны пьесы, определены жанры и амлуа актёров, подготовлены "звёзды", существует даже организованная критика.

Однако самым эффективным методом является отношение к политическому происходящему как к игре. разумеется - игры бывают разные. Существуют уровни участия - индивидуальный уровень, командный, лиги. Разумеется, - в реальности на большие процессы могут влиять только те, кто может относиться к происходящему как к игре. То есть понимать природу того, что, кто и при помощи чего участвует в играх, все причинно-следственные связи. И при этом сохраняет холодный рассудок и действует на основе расчёта.
Например - противостояние Британской и Российской империй так и называлось - Большая Игра. Вообще - люди чувствуют, что что ими манипулируют какие-то неведомые силы, но тут им предлагают для удовлетворения любопытства эмоциональные цирковые или театральные варианты.

До последнего времени Западный мир для руководства массами использовал театральные методы и политических персонажей театрального типа. В отличии от всего остального мира, где не прерываясь царил цирк. В общем-то в Европе до Реформации тоже был цирк, но вот пришлось переходить на театральные методы. разумеется, всегда с учётом национальных особенностей. Вот в Италии всегда процветал стиль дель Арте, включая, казалось бы парадоксально, даже фашистский период (смотрите, к примеру, фильм Феллини "Амаркорд", да и "Конформист" Бертолуччи тоже, можно закрепить фильмом Кавани "Ночной портье"). У аристократии там никогда не выходила из моды опера (речь идёт о политике).
Франция - ну "Комеди Франсез", что же ещё!
А в Германии - Вагнер направил театр туда, куда они все вместе и пришли.
Англия - как был шекспировский театр с символическим названием "Глобус", так и осталось до сих пор. Америка, понятное дело - Бродвейские мюзиклы.

Обратите внимание - как всё соответствовало политическому стилю этих стран!

Другое дело, что театральщина начинает перетекать постепенно в цирк. Особенно в США - не удивительно, от мюзикла один шаг.

А вот в России цирк уже процветает вовсю. Самое интересно, что современный театральный стиль придумали русские во главе со Станиславским и Чеховым. Но в 1917 году победил цирк. Восстановить театр пытался заядлый театрал Сталин (один только спектакль "Дни Турбиных" Булгакова он смотрел 16 раз). И ему это почти удалось, во всяком случае театральная традиция сохранилась. Но если символически империя это были Большой и Малый театры, то политический сталинский символически можно было назвать Театр Советской Армии, недаром модно стало сейчас говорить о театральных деятелях - служил в таком-то. А уж звания получать...

Но постепенно цирк в России наращивал обороты. И через балаган Перестройки взял реванш, чему способствовали (согласно стилю) белый клоун Горбачёв и рыжий клоун Ельцин - "Здорово, Бим!!", "Здоровово, Бом!!!".

Сейчас директор цирка - Путин. Но у него есть и свой номер - он дрессировщик медведей. Которые называются - коалы. Это разные постсоветские авторитеты и "олигархи". Смотрится номер - забавно. Там главное не трюки, а превращение разных саблезубых в коалу - пушистика и хорошего мишку. Есть и интеллигенция советская. Уж какой крутой был режиссёр Говорухин, а трансформировался - в дрессированную коалу. Теперь на встречах сидит на тумбочке рядом с дрессировщиком в виде декорации - талантливый человек и тут впечатляет.

Несколько уныло, но традиционно выглядят силачи - силовики.
Смешны дрессированные собачки - официальная оппозиция. Старые овчарки из КПСС, прошедшие ещё гулаговскую дрессировку, косматый барбосик борющийся за "справедливость", болонки едра и агрессивный маленький беспородный либерал.

Главный фокусник Березовский перебрался в Лондон, и оттуда грозился разоблачить все фокусы и рассказать, кто их придумал. Как разъяснил его бывший телохранитель -"Ну, мужики, вышел я буквально на минуту в магазин за сигаретами, вернулся - а он уже на футбольном шарфике повесился!". Номер с фокусами успешно продолжает бригада фокусников.

Однако цирк всем надоел. Есть вероятность, что он закроется и на улицу выпустят бывших дрессированных зверей и клоунов.

Театр тоже в кризисе - пьес нет, режиссёров тоже, артисты не в форме.

Но Игра будет впечатляющей!
Subscribe

  • Смена ценностей

    Забавный феномен существует - смена эстетических ценностей от поколения к поколению. Разумеется, не только эстетических, но забавней именно они.…

  • Ничтожность.

    Современный человек ощущает свою ничтожность. Персональную. Одиночка стал крайне уязвим. А если у него есть семья, дети, собака, тачка - то аообще…

  • Случайные среды и экстремальное поведение

    Случайная социальная среда неизбежно становится множеством с экстремальным поведением. Например - самая революционная среда в 1917 состояла из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments