bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Сострадание.

Как буддиста меня всегда интересовал алпрос - а что было бы, если буддизм возник в России? Точнее - среди великороссов. Нация выкристаллизизовалась в ходе Смутного времени. То есть - вот тех людей мы уже понимаем полностью - мотивацию, типажи, шаблоны поведения. Разумеется, нация сильно повзрослела с тех пор, но тем не менее...

Ну, в формальной части всё сохранилось юы - жизнь неотделима от страданий, а чтобы освободиться от страданий надо поумнеть. Примерно так.

Но вот тут же упираешься в проблему - базовое социальное чувство в буддизме это - сострадание. Ко всем чувствующим существам, включая сограждан. Вот у христиан, к примеру, такое базовое чувство это - любовь. Но вот поэтому, в частности, ч не христианин - вот я испытываю в разной степени ко многим массу хороших чувств - уважение, дружбу, доверие - но вот ни малейшей любви никогда не испытывал.

Вот сострадание - испытывал. Кргда-то. Разумеется и сейчас испытываю - к родственникам и друзьям. Но это - мало. Ты вот попробуй испытывать сострадание к разным астречным и поперечным.

Но - необходимо ли это?

Весь фокус в том, что великороссы не нуждаются нив каком сострадании. (Заметим - в любви не нуждаются ещё в большей степени).

Вот о чём, к примеру, Чехов? В рассматриваемом аспекте - как раз в этом. Что - никому не нужно сострадание. "Глубокоуважаемый шкаф!". "Милый дедушка, возьми меня отсюда!". Это же что-то вроде ментр на эту тему. То есть - способ сосредоточиться на проблеме, вдумываясь в произносимое.

А булгаковское - люди в общем хорошие, только квартирный вопрос их испортил.
Это, конечно, о единоплеменниках, хотя эти слова произносит совершенно определённый персонаж, но в буддизме сострадание нужно проявлять даже к обитателям ада.

Да и любитель поморализировать Лев Толстой - все счастливые одинаковы, все несчастные таковыми являются по-разному.
Я обобщил и перефразировал, но только чтобы заострить смысл.

И так далее.
А что вместо сострадания у русских?
Я думаю - сочувствие. Во всех оттенках этого слова.
Какая разница? Она проявляется - в использовании.
Вот если сказать - "я тебе сочувствую" это отличается от "я тебе сострадаю".

У нас в общем непротив все, когда им сочувствуют. Но очень не любят, когда ИМ сострадают. Вот у Чехова и других классиков все положительные герои - сочувствуют, но никто в общем не сострадает А если начинает сострадать, то мгновенно начинаются проблемы - у самого и у окружающих. Как и в жизни, между прочим.

В общем - в русском буддизме внутри системы будет сочувствие. Сострадать будем остальным. Если бы Будда жил в России, он бы одобрил мои методы.

Я вот сочувствую всем, кто прочитал этот текст до конца.
Subscribe

  • Растворение политической системы.

    Этот способ взаимодействия политических конкурентов медленный, но эффективный. Если конкурирующую систему нельзя победить путём прямого столкновения,…

  • Внушаемость.

    "Борьба с коронавирусом" выявила интересны факты. Например - оказалось, что население не так уж внушаемо, как казалось. Это всегда пугает…

  • Отказ от карьеры и глобализм.

    Карьера здесь понимается как повышение уровня в формальной иерархии. Даже обогащение в этом смысле не является карьерой, хотя, на практике,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments