bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Category:

Эстетика хаоса

Одна из тенденций искусства - попытки любоваться хаосом.
Столетиями, тысячелетиями искусство любовалось - формой. Стараясь вытеснить хаос. И не без оснований, кто притрагивался к хаосу - тот долго не жил.
То есть - попытки были, и все - печальные.

Но в 19 веке решились допустить хаос в искусство. То есть - любоваться им. Как любуются опасными животными в зоопарке.
Была всегда, правда, охота. Не как средство добывания пропитания. А как спорт. Близко к искусству, но не то.

Впрочем - тенденция была в Риме - гладиаторские сражения с животными. Там - дп, любовались. Но - кончилось вместе с Римом.

Но использованный принцип контроля хаоса - остался. То есть - изучение повадок и дрессировка. Вот хищников гладиаторы кормили перед представлением, чтобы те теряли излишнюю агрессивность.

Вот так и хаос подкармливали перед любованием.

Поэт Тютчев засёк это и предупреждал - о! бурь уснувших не буди - под ними хаос шевелится!

Любоваться хаосом ввёл моду Достоевский. Это был - азартный игрок. Одно время жить не мог без азартных, то есть использующий хаос, игр. Все его произведения - это медитация над хаосом. Который его герои аго произведений пытаются контролировать кнутом рациональности и пряником чувственности, но не всем это удаётся.

Импрессионисты стали углублчть проникновение в хаос, скармливая ему форму. В целом процесс более-менее контролировался, но были и жертвы, например - Ван Гог.

В начале 20 века наука продвинулась в контроле хаоса - возникла психология. А в физике - квантовая механика, допускающая вероятностную, то есть - с использованием понятия хаотичности, интерпретацию.

Но инициатива к хаосу перешла с созданием абстракционизма. Искусство с использованием абстракций было всегда - узоры и тому подобное. Но это были регулярные абстрактные формы. А всё впечатления от абстракционизма коренится в использовании хаотической составляющей. Непосредственно в произведении, плюс в активизации хаотических сотавляющих у потребителя. В этом последнем случае своеобразными шедеврами являлись квадраты Малевича. То есть - доведения концепции до предела, где она встречается со саоей противоположностью. Только тут главное - динамика. То есть - зритель проводился путём увеличения хаотической составляющей, и в конце - точка, точнее квадраты. Важно, с какой стороны подходят. Если - "просто так", ну квадратики и квадратика. А вот если следовать путём от Достоевского через импрессионистов... То тогда человек начинает нести всякие концепции в хаотическом стиле. Ну, что-то вроде вдыхания носом возбуждающего белого порошочка.

Социально - это конечно - регуляторный фактор.
Чем "выше" социальный статус человека, тем он больше склонен развлекаться при помощи хаоса.

Вот те же азартные игры.
Простолюдины в основном играют во что-то вроде "подкидного дурака".
Игрой по-серьёзному увлекаются уголовники.
Для среднего класса существуют казино.
Для высшего среднего класса и низшей части высшего класса сделали фондовые биржи.
А "высший класс" играет в такую азартную игру как политика.
Причём любование процессом нарастает от простолюдинов к высшим. Ничто так не эстетизировано как хаос войны - любимой азартной игры "высших" классов!
Subscribe

  • Движуха

    Уж как-то всё стационарно в политике в России. Для оппозиции это вообще - катастрофа... Была бы, если бы, к счастью, официоз не являлся вообще…

  • Раствориться.

    Массовая организация основывается на том, что её адепты - растворяют в ней свою личность. Что приносит им счастье. Масса... Механизм - очень старый.…

  • Перевод стрелок

    Интересные историческо-медицинские параллели. Ну, всем ясно, что эффективность вакцинации очень низкая. В принципе, вирусологи никогда и не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments