bokhonov (bokhonov) wrote,
bokhonov
bokhonov

Categories:

Этно

Интересный эффект - развивается движение за адекватное исполнение этнических песен, танцев, обрядов и тому подобных феноменов народного творчества. Так называемый фольклор является производной от этнических первоисточников, методика разработана немцами в 18-19 веках на фоне политической тенденции к объединению в единое государство. Поэтому требовался красивый эмоциональный фон, для чего обработки народных песен и плясок специалистами в классической музыке и хореографии были в самый раз.

Методика оказалась практично, и использовать её стали и в других странах, в том числе и в России, например - в виде народных хоров и ансамблей песни и плясок. В чём во многом Россия является примером для мира. Конкуренты разве что американцы с кантри, но сценический масштаб не тот.

Дело тут вот в чём. Например, национальные культуры довольно различны, это всем очевидно. Но различия в пределах одной нации могут быть не менее впечатляющими. Вот это касается и этно.

Колыбель нации это город, а колыбель этно это деревня или соответствующие ей места и способы обитания. И это в значительной мере сказывается и на бытовой культуре, в первую очередь - музыкальной. Жители городов погружены в классическую и коммерческую музыкальную среду. Народная музыка и песни для горожан это вот тот самый фольклор. В крайнем случае соответствующее творчество субкультур - дворовые песни, блатяк, кабацкий стиль и прочий "русский шансон". Встречаясь с реальной изначальной деревенской музыкальной средой даже горожанин-простолюдин бывает обескуражен.

Городская культура очень механистична, рафинированные формы культуры оказывают влияние даже на простонародную субкультуру, чаще всего это упрощённые формы более "высших" классов. То есть процесс, так сказать, рафинирования коснулся и их. А реальное этническое произведение базируется на некоторых непосредственных, наивных, бесхитростных эмоциях и реакциях. Многие произведения базируются на приёмах и интонациях плача, рыданий, восторга, тоски, экзальтированной радости, страха и т.д., и т.п. Воспроизведение изобилует эмоционално окрашенными подвывами, криками, восклицаниями, затяжными тоскливыми нотами и прочими приёмами. К тому же это искусство участия всех в празднике, ритуале или трудовом процессе, а не концертное исполнение, где участники делятся на артистов и публику.

Вот поэтому на горожанина , обработанного дисциплиной участия в машинных процессах жизни и производства неожиданное столкновение с реальным этно-творчеством оказывает шокирующее впечатление.

Причём до степени невозможности восприятия. Увы, но обыватель функционирует в стиле воспроизведения шаблонов поведения и восприятия, внушаемых с детства. И перестроится практически не может. Что, кстати, является трагедие для многих в эпохи перемен образа жизни. Культурные этно феномены представляются для городского обывателя нелепой и жалкой формой.

Я сам был в детстве свидетелем столкновения этих феноменов. В нашем читинском дворе, разумеется, было много мигрировавших в город людей из деревень, причём часто с весьма специфической историей. И они принесли свои песни, к примеру - староверы. По праздикам к ним приезжали родственники и они начинали исполнять песни, что-то вроде : "ой-да и по-ооо-шоооооооооооооооооооооооооооооооооооол-тоо-он-вдоооооль-реее-киииииииииииииииииииииииииииииииии...". Да ещё с руладами... Соседи-горожане сопровождали этот импровизированный концерт ироническими замечаниями.

Но всех превосходил один здоровенный харизматичный жилистый мужик. Впрочем, человек безобидный. Но обычно он окончив где-то работу крепко выпивал, и, судя по всему, в обычаях деревни, откуда он был, считалось хорошим обычаем возвращаясь домой и идя по улице петь песню. И вот этот мужик пел. Ничего подобного я не слышал - это было какое-то запредельное язычество, какие-то совершенно дохристианские и доклассические ходы, тембры , оттенки и мелодии. Причём слов было неразобрать из-за принятого спиртосодержащего допинга. Торжественно пройдя от ворот до дому, он скрывался за дверью и замолкал. Фамилия его была Галанин. Недавно я услышал, что есть эстрадный певец с такой фамилией, интересно, может что-то родственное?

Кстати, в 19 веке в России стали собирать былины. И есть записи, где все эти этно-формы воспроизведены.
Типа:
"Ой-да и подошёл-то он к няму.
Ай и да и правой ручкой-то с палицей-то ой-да замахнул.
Щй да и вдарил то палицей то супостата..."


Ну так вот. А теперь стало модным воспроизведение этно один к одному. Причём в среде интеллектуалов. Увлекаются люди с образованием и интеллектом явно выше среднего.

Наверное тут вот в чём дело.
Интеллектуалы работают вне штампов, они их создают. Но штампуют они или обтёсывают некоторые неформальные и неформатные заготовки. И у них есть механизмы работы с этими феноменами и ментальные резервы. То есть - они могут поместить в область восприятия некоторый неформатный для обывателя феномен и не теряя внимательности и интереса с ним производить операции.

Но эта способность, если есть, тоже требует своей стимуляции. В некотором смысле, она тоже хочет есть. А питается она - впечатлениями. Поэтому эту способность необходимо подкармливать чем-то из ряда вон выходящим, пробирающим до самых основ.

Поэтому многие творческие личности склонны, к примеру, к абсурдным развлечениям. В некотором смысле, возвращение к истокам с вершин интеллекта и содержит в себе этот абсурд. То есть - интеллектуал наслаждается оперированием наивным искусством. Наивным, но высокоэнергетичным, в отличии от чистого театра абсурда.

Причём эффект и состоит в полном качественном адекватном исполнении. Но, увы, оставаясь интеллектуалом.

Реально, это весьма интенсивный и тонкий кайф. Перегонка. Добывание тонких эманаций.

Но это ведь неплохо - возвращение к истокам. Хоть бы и такое.
Subscribe

  • Блоковое.

    Всё-таки личностей в одном человеке - много. В виде психологических блоков, адаптирующих субъекта к конкретным ситуациям и возможностям. Причём -…

  • Суперлига

    Всё-таки самая политическая недавняя новость это - попытки организовать независимую от УЕФА и ФИФА футбольную лигу в Европе. В виде чемпионата…

  • Пьесы.

    Такое впечатление, что в России последняя пьеса, влияющая на фундаментальном уровне, это "Энергичные люди" Шукшина... Если кто-то хочет поставить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments